Разрешение трудовых споров

Если работодателем нарушаются права работника или группы сотрудников, возникает основание для трудового спора. Каждый работник, по действующему в нашей стране законодательству, имеет право на разрешение спора, возникшего у него с нанимателем. 

Нужно понимать, что не все разногласия между сторонами, заключившими трудовой договор, являются трудовым спором. Любой конфликт имеет несколько этапов:

  • зарождение конфликта начинается с нарушения прав работника его работодателем;
  • развитие ситуация получает в момент, когда обе стороны высказывают свое отношение к предмету спора и выясняется, что каждая из них имеет свой взгляд на проблему;
  • попытка разрешить возникший конфликт своими силами, без привлечения сторонних лиц;
  • привлечение комиссии по решению трудовых споров.

Когда между работодателем и работником или группой работников не достигнуто взаимных договоренностей, приходит момент, когда нужно обращаться за разрешением к третьей стороне, начинается стадия трудового спора.

Кто уполномочен разрешать трудовые споры

Существует несколько органов, которые обладают полномочиями для разрешения спора, возникшего в трудовых отношениях.

Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры, которые инициирует сам недовольный работающий. В ней выбираются председатель и секретарь комиссии. Такой орган принимает решение, которое обязательно для исполнения обеими конфликтующими сторонами. Такая комиссия имеет право привлекать для изучения документов и материалов спора других специалистов и экспертов.

Для решения коллективных споров создается специальная комиссия, которая работает несколько дней. В нее обязаны быть включены как представители работников, так и сотрудники, представляющие сторону нанимателя. 

Обязательным условием для споров, инициатором которых выступает не один, а группа сотрудников, обращение для разрешения спора в такую комиссию. Работа такой комиссии должна быть организована силами нанимателя: выделены помещения, предоставлены возможности информационного обеспечения. Членам комиссии должны быть предоставлены гарантии.

Кто такой посредник при разрешении трудовых конфликтов

Работа комиссии завершается тем, что она выносит решение, которые обязательно для исполнения обеими сторонами, втянутыми в конфликт. Если одна из сторон или обе не удовлетворены данным решением, они могут договориться об обращении к посреднику.

Это лицо, которое не имеет никакой заинтересованности, совершенно независимый эксперт, который не имеет отношения к предприятию. Чаще всего на данную роль приглашают трудового арбитра.  Его основная задача – это помочь найти решение, способное удовлетворить обе стороны, при этом не ущемляя ничьих прав и не нарушив трудового законодательства РБ.

Посреднику должны быть предоставлены необходимые документы и сведения для объективной оценки ситуации. Но при этом обязательным условием является неразглашение им коммерческой, служебной, государственной тайны.

Если после вынесенного решения комиссией и предложенного варианта решения проблемы посредником стороны все-таки не смогли договориться, они вправе обратиться в суд. Это право, а не обязанность сторон, поэтому решение принимается непосредственно заинтересованной стороной.

Статьи по теме