Виды и особенности технического обслуживания грузоподъемных кранов

Какие механизмы относятся к категории грузоподъемных?

Чаще всего проведение погрузки, разгрузки, манипуляций в строительной сфере, осуществление операций по складированию и монтажу требует применения грузоподъемных механизмов. Их существует великое множеств. Они разняться между собой по принципу работы, назначению, сфере применения, системе привода, габаритам, степени подвижности и др.

Среди всего многообразия таких механизмов, их можно разделить на две большие группы: простые и сложные. 

Первая группа включает в себя такие механизмы, которые имеют довольно простую конструкцию, небольшое количество деталей и приводятся в движение ручным приводом. 

Вторая группа – это сложные механизмы, которые представляют собой грузоподъемные краны.

Для чего проводить техобслуживание грузоподъемных кранов?

Техобслуживание грузоподъемных кранов проводиться с целью поддержания работоспособности механизмов. Этот процесс затрагивает все этапы пользования – непосредственно сам процесс эксплуатации, транспортировку, хранение и подготовку к использованию.

Проведение технического обслуживания необходимо для того, чтобы достигнуть следующих целей:

  • поддержание механизма в постоянном работоспособном состоянии;
  • обеспечение высокой производительности труда;
  • гарантия безопасности процессов;
  • своевременное обнаружение и удаление тех факторов, которые провоцируют поломку механизма, износ деталей и элементов;
  • сведение к минимуму расходных материалов (масла, топлива, электроэнергии, смазки);
  • удлинение промежутков эксплуатации крана между ремонтами;
  • недопущение аварийного состояния техники.

Виды техобслуживания грузоподъемных кранов

Для конкретного грузоподъемного механизма разрабатывается инструкция и план-график.  Основываясь на него, должно производиться регулярное техобслуживание. На соблюдение данного графика не могут влиять никакие сезонные или эксплуатационные факторы. 

Различают три вида техобслуживания грузоподъемных кранов.

Ежесменное

Производится непосредственно перед каждой сменой и после ее завершения. Такого рода ТО предусматривает в первую очередь – внешний осмотр на наличие дефектов и неисправностей на агрегатах, деталях, узлах. Оценку показателя масла. Важным этапом является проверка на наличие неисправностей тормозной системы, панели управления, устройств сигнализации. Это совсем не длительная процедура, которая отнимает минимум времени.

Сезонное

Производиться дважды в год, в период смены сезонов – при переводе крана с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот. Такая процедура предполагает замену всех расходников, которые есть в агрегатах механизма: масло, охлаждающая жидкость, смазка и др. При замене этих жидкостей производится промывка топливных баков и всей системы.

Периодическое

Отличается тем, что проводиться не самим машинистом, как первые два варианта, а доверяется специализированной бригаде, в которую входят электрики, слесари, инженерно-технические работники.

Периодическое ТО бывает двух видов – первичное (ТО1) и вторичное (ТО2).

  • ТО1 производиться каждые 200 м/часов работы. Предполагает проверку механического оборудования, тормозной системы, гидравлики, электрооборудования, мест соединений и др. 
  • ТО2 отличается более глубокой проверкой, проводиться каждые 600 м/часов работы механизма. При ее проведении некоторые механизмы и узлы крана подлежат разборке и тщательной проверке. 

Процедура ремонта и обслуживания грузоподъемных кранов может осуществляться только теми сотрудниками, которые прошли аттестацию и имеют допуск к работе после обучения

Статьи по теме