Словосочетанием «клининговые услуги» сегодня никого не удивишь. Еще лет 10 назад только самые статусные компании и учреждения могли позволить себе чистоту и порядок в помещениях, прибегая к услугам профессиональных «уборщиков». Сегодня любой человек может обратиться в клининговую компанию за оказанием того или иного вида услуг, перечень которых поистине обширен. От профессиональной химической чистки мягкой мебели до комплексной уборки квартир, жилых домов, офисов, складских помещений, парковок и зеленых зон. Совершенно очевидно, что такого рода деятельность напрямую связана с отходами, их переработкой и хранением. Обращение с отходами в клининговых компаниях регламентируется Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года №273-З «Об обращении с отходами».
Отходы профессиональной деятельности
Особенность отходов клининговых компаний заключается в первую очередь в различности источников их образования. Как и всякая организация, осуществляющая любого рода деятельность, любая фирма, предоставляющая услуги по уборке, имеет собственные отходы. Их перечень достаточно обширен: начиная с мусора из офисов (бумага, картон, пластик и прочие бытовые отходы) и заканчивая вредными отходами своей деятельности (остатки химических веществ, используемых при очистке и уборке всякого рода, тара из-под них, использованные губки, перчатки, щетки и т.д.). Разумеется, все клининговые организации имеют собственную утвержденную Инструкцию по обращению с отходами, учитывающую специфику своей деятельности. В данном документе подробно описывается порядок сбора, хранения и содержания разного рода отходов, а также включают особенности их транспортировки и утилизации. Как правило, отходы, образующиеся в результате собственной профессиональной деятельности, утилизируется обычным способом, в зависимости от класса отходов. Трудностей и спорных моментов в подобных вопросах не возникает.
Отходы клиентов
В процессе деятельности клининговой организации образуются также и особый вид отходов – непосредственно мусор клиентов. Для наглядности рассмотрим пример: в клининговую компанию обратился собственник жилья с заказом на проведение генеральной уборки в квартире. Очевидно, что в той или иной степени квартира будет содержать мусор, возникший в результате жизнедеятельности владельца. В основном, это бытовые отходы, вывоз и утилизация которых происходит по общим правилам. Их вывозом в специализированные места утилизации может заниматься как непосредственно клининговая организация, при наличии лицензии, так и другие компании на основании договора подряда. Однако бывают нетипичные ситуации, действовать в которых нужно при строгой соблюдении инструкции. Например, если уборка происходит после смерти человека в данном помещении, особенно если при этом остались биологические материалы.
Утилизировать такого рода отходы нужно особым способом. Имеются и существенные особенности хранения и перевозки. Бывают и более распространенные ситуации, когда требуется уборка после ремонта. Как известно, строительные отходы имеют совершенно иной класс опасности. Соответственно, их хранение, перевозка и утилизация пройдет по другому сценарию. Очень важно помнить о том, что Инструкция по обращению с отходами клининговых организаций в обязательном порядке должна включать пункты, описывающие обращение с такого рода отходами, также должны быть приложены копии договоров с партнерами, имеющими разрешение на транспортировку и утилизацию подобного «мусора».