По праву самым быстрым и экономически выгодным считается железнодорожный транспорт. Сегодня на железной дороге используется различная техника: паровозы, тепловозы, электровозы, поезда. Тепловоз – это вид автономного локомотива, оснащенного двигателем внутреннего сгорания. Машинист тепловоза – человек, прошедший специальное обучение, и получивший необходимые знания для технического обслуживания, ремонта и безопасной эксплуатации машины.
Данная работа характеризуется сложными условиями труда, ненормированным рабочим днем, значительными физическими нагрузками и прочими факторами, наличие которых требует особого отношения к охране труда работников данной профессии.
Какие общие требования по охране труда предъявляются для машиниста тепловоза?
Допуск к должности машиниста тепловоза может получить лицо, достигшее совершеннолетия, не имеющего противопоказаний по результатам медосмотра и прошедшего обучение по данной специальности.
Прежде, чем получить разрешение на самостоятельное управление тепловозом, важно пройти стажировку под контролем опытного машиниста, а также все необходимые инструктажи, в том числе и по охране труда.
Все действия машиниста должны выполняться, руководствуясь главным требованием – безопасность труда. Рабочий не должен подвергать себя опасности. Не допускается его нахождение в тех местах производства работ, где не предполагается выполнение им прямых должностных обязанностей.
Что должен знать и уметь машинист тепловоза?
Машинист должен знать требования безопасности при выполнении работ. В том числе:
- порядок движения поездов;
- правила осуществления перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов;
- сигнализацию на железных дорогах;
- правила технической эксплуатации железных дорог;
- требования инструкции по эксплуатации тепловоза от завода-изготовителя;
- инструкции по охране труда.
Машинист должен не только знать о всех опасных и вредных производственных факторах, но и уметь правильно защищаться от них. Правильно использовать выданные СИЗ, спецодежду, обувь.
Умение пользоваться средствами для тушения пожара, а также знание основ пожаро- и электробезопасности помогут предупредить пожар.
При пересечении путей машинист должен пользоваться специальными дорожками, если необходимо пересечь рельсы – делать это под прямым углом, предварительно убедившись в том, что нет приближающегося состава. Запрещено машинисту ступать на рельсы, пролезать под вагонами, сцепками, а также проходить между расцепленными вагонами в том случае, когда между ними расстояние менее 10 метров.
Обеспечение безопасной работы машиниста тепловоза
Рабочее место у машиниста тепловоза должно быть организовано таким образом, чтобы гарантировать безопасность при выполнении должностных обязанностей. Оно должно поддерживаться в чистоте и порядке, не быть захламлено, проходы должны быть свободными.
Не допускается складирование на полу кабины инструментов, спецодежды, материалов и прочих предметов.
На всех приборах и переключателях в кабине должны быть таблички, которые содержат необходимые надписи, а также все электрические схемы.
Читайте также: Охрана труда для машиниста электровоза
Начинать работу машинист может после того, как наденет спецодежду, пройдет предрейсовый осмотр, изучит действующие приказы и распоряжения, а также получит документы, необходимые для осуществления рейса. Перед рейсом машинист обязан изучить записи в журнале о техническом состоянии тепловоза, а после этого произвести приемку техники.
Процедура приемки тепловоза включает в себя такие мероприятия, как осмотр с целью определения его технического состояния, комплектация техники достаточным количеством воды, песка и горюче-смазочных материалов. Убедиться в исправности всех систем и агрегатов тепловоза. Все данные манипуляции производятся после того, как машинист убедился в том, что тепловоз находится на ручном тормозе, под передними колесами установлены тормозные башмаки.
Работник обязан проверить исправность тормозов, освещения, радиосвязи, сигнальных систем, воздушного компрессора, контрольно-измерительных приборов, а также систем питания и охлаждения двигателя, системы его смазки.