Охрана труда для локомотивных бригад

Локомотивная бригада – это специально сформированная группа, состоящая из машиниста и одного или двух помощников машиниста, которые прошли обучение по обслуживанию и эксплуатации поездных и маневровых локомотивов. Если речь идет о локомотивной бригаде паровоза, работающего на твердом топливе, тогда в состав такой бригады входит еще и кочегар.

Положение об охране труда локомотивной бригады в одинаковой степени касается всех машинистов, а также помощников машинистов и кочегаров таких составов, как электровоз, тепловоз, паровоз, электропоезд, дизель-поезд.

Общие требования по охране труда для машинистов и их помощников 

Допуск к труду на должности машиниста или помощника машиниста может получит мужчина, достигший возраста 18 лет и прошедший курс подготовки по специальности. Он должен пройти медицинский осмотр и получить подтверждение того, что противопоказания к данной работе отсутствуют. Машинисты должны успешно сдать экзамен на право управления локомотивом. Все сотрудники локомотивной бригады допускаются к выполнению обязанностей после прохождения инструктажей по охране труда, пожаро- и электробезопасности, а также стажировки.

Обязательной является наличие у машиниста электровозов и электропоездов группы по электробезопасности. Работники обязаны не только знать конструктивные особенности локомотива, но владеть безопасными приемами устранения поломок в оборудовании состава. Они должны знать схемы электрических проводов, устройство машин, приборов и аппаратов, которые работают под напряжением.

Находясь на станции, в депо, в местах техобслуживания и других рабочих помещениях, работники обязаны следовать только специальным маршрутом движения, а пересечение железнодорожных путей возможно только по пешеходным мостам, тоннелям, переездам, путепроводам, дорожкам. Запрещено также для пересечения путей пролезать под вагоны либо их сцепки, садиться на рельсы.

Обязательно соблюдение всех требований и знаков безопасности, специальных световых и звуковых сигналов. Быть предельно внимательным и следить за передвигающимися локомотивами, вагонами, грузоподъемными кранами, автомобилями и другим транспортом. Если приближается поезд, нужно отойти на расстояние от 2 до 5 метров, в зависимости от скорости движения транспорта.

Спускаться и подниматься в вагон необходимо повернувшись лицом к вагону. Важно удостовериться в том, что поручни и подножки находятся в исправном состоянии, и рядом нет движущегося состава. 

Если необходимо пройти между стоящими вагонами или локомотивами, это возможно лишь в ситуации, когда между ними есть расстояние в 10 метров.

Читайте также: Охрана труда для машиниста электровоза

Пожарная безопасность для локомотивной бригады

Как и для других специальностей, охрана труда машинистов и их помощников включает в себя правила, которые относятся к пожаробезопасности. Среди них:

  • не допускается хранение и перевозка посторонних предметов в кабине машиниста, в дизельном помещении, в высоковольтной камере электровоза, тепловоза;
  • работники обязаны поддерживать чистоту в служебных помещениях и кабине;
  • работники обязаны следить за тем, чтобы материалы, используемые для смазки, хранились в емкостях из металла с узким горлышком, которое герметично закрывается крышкой;
  • чистая и грязная ветошь должны находится в разных металлических ящиках с крышками;
  • запрещено курение как в самом локомотиве, так и на территории станции и депо при техобслуживании и осмотре состава;
  • сотрудники обязаны следить за исправностью пожарной сигнализации, а также всех средств для тушения пожара;
  • сотрудники обязаны регулярно проходить инструктажи по пожарной безопасности, а также подготовку по правилам применения средств пожаротушения.

Охрана труда при использовании инструмента машинистами и помощниками машиниста

Для проведения осмотра, а также устранения выявленных неисправностей, машинисты и их помощники применяют различные инструменты и приспособления. Важно, чтобы данный инструмент был исправен. 

Бойки не должны иметь заусениц, трещин, сколов и выбоин. Их рукоятки должны быть гладкими, не иметь трещин, быть выполнены из древесины лиственных пород и не иметь сучков, либо из синтетических материалов, обеспечивающих надежность и безопасность их эксплуатации. Весь инструмент должен быть надежно закреплен на рукоятках.

Процесс отвертывания и завертывания гаек и болтов должен производится без удлинения гаечных ключей дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. Для этого необходимо использовать ключи с длинными рукоятками. 

Все работы должны производиться в специальной одежде и обуви, выданной работниками, а также с применением необходимых средств индивидуальной защиты.

Статьи по теме