Локомотивная бригада – это специально сформированная группа, состоящая из машиниста и одного или двух помощников машиниста, которые прошли обучение по обслуживанию и эксплуатации поездных и маневровых локомотивов. Если речь идет о локомотивной бригаде паровоза, работающего на твердом топливе, тогда в состав такой бригады входит еще и кочегар.
Положение об охране труда локомотивной бригады в одинаковой степени касается всех машинистов, а также помощников машинистов и кочегаров таких составов, как электровоз, тепловоз, паровоз, электропоезд, дизель-поезд.
Общие требования по охране труда для машинистов и их помощников
Допуск к труду на должности машиниста или помощника машиниста может получит мужчина, достигший возраста 18 лет и прошедший курс подготовки по специальности. Он должен пройти медицинский осмотр и получить подтверждение того, что противопоказания к данной работе отсутствуют. Машинисты должны успешно сдать экзамен на право управления локомотивом. Все сотрудники локомотивной бригады допускаются к выполнению обязанностей после прохождения инструктажей по охране труда, пожаро- и электробезопасности, а также стажировки.
Обязательной является наличие у машиниста электровозов и электропоездов группы по электробезопасности. Работники обязаны не только знать конструктивные особенности локомотива, но владеть безопасными приемами устранения поломок в оборудовании состава. Они должны знать схемы электрических проводов, устройство машин, приборов и аппаратов, которые работают под напряжением.
Находясь на станции, в депо, в местах техобслуживания и других рабочих помещениях, работники обязаны следовать только специальным маршрутом движения, а пересечение железнодорожных путей возможно только по пешеходным мостам, тоннелям, переездам, путепроводам, дорожкам. Запрещено также для пересечения путей пролезать под вагоны либо их сцепки, садиться на рельсы.
Обязательно соблюдение всех требований и знаков безопасности, специальных световых и звуковых сигналов. Быть предельно внимательным и следить за передвигающимися локомотивами, вагонами, грузоподъемными кранами, автомобилями и другим транспортом. Если приближается поезд, нужно отойти на расстояние от 2 до 5 метров, в зависимости от скорости движения транспорта.
Спускаться и подниматься в вагон необходимо повернувшись лицом к вагону. Важно удостовериться в том, что поручни и подножки находятся в исправном состоянии, и рядом нет движущегося состава.
Если необходимо пройти между стоящими вагонами или локомотивами, это возможно лишь в ситуации, когда между ними есть расстояние в 10 метров.
Читайте также: Охрана труда для машиниста электровоза
Пожарная безопасность для локомотивной бригады
Как и для других специальностей, охрана труда машинистов и их помощников включает в себя правила, которые относятся к пожаробезопасности. Среди них:
- не допускается хранение и перевозка посторонних предметов в кабине машиниста, в дизельном помещении, в высоковольтной камере электровоза, тепловоза;
- работники обязаны поддерживать чистоту в служебных помещениях и кабине;
- работники обязаны следить за тем, чтобы материалы, используемые для смазки, хранились в емкостях из металла с узким горлышком, которое герметично закрывается крышкой;
- чистая и грязная ветошь должны находится в разных металлических ящиках с крышками;
- запрещено курение как в самом локомотиве, так и на территории станции и депо при техобслуживании и осмотре состава;
- сотрудники обязаны следить за исправностью пожарной сигнализации, а также всех средств для тушения пожара;
- сотрудники обязаны регулярно проходить инструктажи по пожарной безопасности, а также подготовку по правилам применения средств пожаротушения.
Охрана труда при использовании инструмента машинистами и помощниками машиниста
Для проведения осмотра, а также устранения выявленных неисправностей, машинисты и их помощники применяют различные инструменты и приспособления. Важно, чтобы данный инструмент был исправен.
Бойки не должны иметь заусениц, трещин, сколов и выбоин. Их рукоятки должны быть гладкими, не иметь трещин, быть выполнены из древесины лиственных пород и не иметь сучков, либо из синтетических материалов, обеспечивающих надежность и безопасность их эксплуатации. Весь инструмент должен быть надежно закреплен на рукоятках.
Процесс отвертывания и завертывания гаек и болтов должен производится без удлинения гаечных ключей дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. Для этого необходимо использовать ключи с длинными рукоятками.
Все работы должны производиться в специальной одежде и обуви, выданной работниками, а также с применением необходимых средств индивидуальной защиты.