Глобальные тенденции загрязнения воздуха

Твердые частицы (ТЧ), SO2, NO2 и O3 считаются традиционными загрязнителями воздуха и обычно используются в качестве индикаторных загрязнителей при сгорании топлива и загрязнении воздуха, связанном с движением.

В середине двадцатого века общий уровень взвешенных частиц (ВЧ) был очень высоким в некоторых крупных городах. Например, во время эпизода в Лондоне в 1952 г. уровни твердых частиц и SO2 в окружающей среде достигли нескольких тысяч микрограммов на кубический метр (мкг/м3). В Шэньяне, крупном промышленном городе на северо-востоке Китая, уровни ТЧ и SO2 находились в диапазоне от сотен до тысяч мкг/м3.

После десятилетий усилий по борьбе с загрязнением воздуха уровни загрязнителей воздуха в большинстве развитых стран резко снижались. Однако во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой несмотря на то, что уровни загрязнения воздуха несколько снизились или оставались стабильными, они все еще выше, чем в развитых странах.

Стандарты качества воздуха ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения проанализировала и обобщила среднегодовые концентрации твердых частиц размером менее 10 мкм в (PM10), NO2 и SO2, а также средние максимальные концентрации O3 за 1 час для различных регионов мира.

В большинстве европейских и североамериканских городов среднегодовые концентрации PM10, как правило, ниже 50 мкг/м3. Самые высокие уровни PM10 наблюдаются в Азии, Африке и Латинской Америке. В Азии PM по-прежнему является основным и наиболее важным загрязнителем воздуха, хотя в некоторых крупных городах, таких как некоторые города Китая, за последние несколько десятилетий было отмечено некоторое снижение уровня PM10 в ходе экономического развития.

Уровень SO2 снижается в большинстве регионов мира. Они существенно снизились в США и, в частности, в Европе. В некоторых азиатских городах (например, Бангкоке, Дели и Джакарте) уровень SO2 в окружающей среде является низким из-за низкого содержания серы в используемом там топливе. С другой стороны, в китайских городах, несмотря на довольно существенное снижение уровня SO2, он все еще остается относительно высоким. В более крупных городах Латинской Америки и Африки также отмечается умеренное снижение уровня SO2.

Читайте также: Мониторинг атмосферного воздуха на наличие загрязнений

С другой стороны, такая тенденция не наблюдается в отношении загрязнителей воздуха, связанных с транспортным движением, т.е. NO2 и O3. Напротив, в странах с переходной экономикой уровни NO2 и O3 имеют тенденцию к увеличению в связи с увеличением числа автотранспортных средств.

Мегаполисами, где среднегодовые концентрации NO2 превышали критерии качества воздуха ВОЗ в 40 мкг/м³, были Пекин, Шанхай, Токио, Осака, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Паулу и Мексика, в то время как в Дели, Мумбаи и Калькутте среднегодовые концентрации NO2 были ниже 40 мкг/м³.

Озон и некоторые другие загрязняющие вещества перемещаются на большие расстояния и через границы (трансграничные перемещения) в атмосфере, поэтому их можно рассматривать как региональную и даже глобальную проблему.

Статьи по теме