Эксплуатация строительных машин – это комплекс мер по использованию, техническому обслуживанию и исправлению технических неисправностей. Правильная организация этих мероприятий позволяет эффективно использовать машины строительного назначения на протяжении длительного времени.
Рассмотрим основные правила эксплуатации машин.
Использование по назначению
Прежде, чем строительная машина поступит в эксплуатацию, на заводе-изготовителе производится ее обкатка. Машину обкатывают на пониженных скоростях и нагрузках. В процессе обкатки узлы и детали технического средства прирабатываются, что увеличивает ее срок службы.
При успешном прохождении обкатки и получении свидетельства о исправности всех узлов механизма строительная техника поступает в постоянную эксплуатацию.
К работе на строительной машине могут быть допущены сотрудники, имеющие соответствующую подготовку, прошедшие инструктаж по охране труда. Они должны иметь медицинскую справку без противопоказаний к данному виду деятельности.
К использованию могут быть допущены только те строительные машины, которые безопасны для людей и окружающей среды. Для этого регулярно проводятся замеры уровня шума, загазованности, вибрации, запыленности.
Строительная техника должна использоваться в соответствии с планом по объему производимых работ и продолжительности рабочего времени. Эти показатели фиксируются.
Запрещено оставлять работающую строительную технику без надзора. При производстве строительных работ зона использования машины должна быть обозначена предупредительными знаками.
Важно при использовании строительных машин принимать меры для предупреждения ее самовольного опрокидывания.
Читайте также: Как правильно эксплуатировать строительную люльку?
Транспортирование
Может осуществляться своим ходом, путем буксировки, перевозки на автомобиле, прицепе, по железной дороге, с использованием водного и воздушного транспорта.
Способ транспортировки выбирается в зависимости от расстояния, габаритов строительной техники и экономической целесообразности.
При использовании железных дорог, воздушного или водного способа транспортирования, соблюдаются требования, действующие на данных видах транспорта.
Если транспортирование машин осуществляется по дорогам, оно осуществляется в соответствии с ПДД.
Погрузка строительных машин, которые перевозятся на прицепах-тяжеловозах, осуществляется своим ходом или с использованием грузоподъемных средств. Важно при этом исключить возможности повреждения техники. Особое внимание уделяется закреплению техники на прицепе.
Читайте также:
Хранение
Хранение строительных машин – процесс не менее важный в системе технической эксплуатации, чем другие вышеперечисленные. Цель – уберечь машину от порчи и поломок.
Хранение бывает:
- Межсменное – призвано защитить машину от воздействия негативных факторов (пыль, дождь, снег, град, др.), а также создать условия для быстрого пуска двигателя в зимний период и быстрого выезда на работу.
Местом хранения могут быть базы обслуживания, рабочее место или площадка рядом с ним. Это зависит от габаритов техники и скорости передвижения. Лучшим вариантом межсменного хранения является навес или закрытое помещение.
- Кратковременное — сроком до 3 месяцев. Перед постановкой техники на кратковременное хранение необходимо выполнить весь цикл работ по техническому обслуживанию авто. При данном виде хранения с целью защиты от коррозии элементов и систем топливные баки заполняют полностью топливом.
- Долгосрочное (консервация) — занимает от полугода и более. Мероприятия консервации направлены на защиту машины от воздействия агрессивных факторов, способных привести механизм или отдельные его части в негодность. К таким факторам относятся: аатмосферные явления, воздействие прямых солнечных лучей, микроорганизмов, др.
Все элементы коррозии или поврежденной краски зачищаются и покрываются новым слоем краски. В случае, если машина будет храниться в неотапливаемом помещении, с нее снимаются те детали, хранение которых не допускается при низких температурах.
При длительной консервации работоспособность машины проверяется каждые полгода.