Ежегодно при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств на производствах происходят несчастные случаи. В том числе – со смертельным исходом. Печальную статистику фиксирует Департамент госинспекции труда. Какие нарушения охраны труда при ремонте ТС допускаются чаще всего и можно ли их избежать?
Кто в зоне риска?
Ошибочно полагать, что подавляющее большинство трагедий, происходящих при обслуживании техники, случается с работниками неопытными или находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Как показывает практика: потерпевшие имеют внушительный стаж работы, но пренебрегают элементарными требованиями безопасности и правилами охраны труда! Например, игнорируют средства подмащивания при работе на высоте или продолжают ремонт автомобиля при включенном двигателе, когда это – недопустимо!
Меры, предпринимаемые для обеспечения безопасности при ремонте ТС
Прежде всего, для обслуживания и ремонта транспортных средств должны быть предусмотрены и отведены специальные места. В обязательном порядке они оснащаются всем необходимым оборудованием и инвентарём, а сами работники — средствами индивидуальной защиты. Предоставленный инструмент должен быть исправным. В противном случае к работе сотрудник приступить не может.
Допуск к указанным выше работам имеют только лица соответствующей квалификации, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также работники, не имеющие медицинских противопоказаний.
Наша компания предоставляет услуги обучения техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов а также слесарей по ремонту автомобилей.
Конструкция площадок – поверхность настилов и ступенек лестниц — должна исключать скольжение во избежание падения работающих.
Обслуживание и ремонт ТС необходимо проводить сугубо при неработающем двигателе. При этом на рулевое колесо и на задний борт ТС вывешиваются предупредительные таблички с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!» Исключение из этого правила составляют операции, технология проведения которых требует обратного.
Автомобиль, установленный на пост, должен быть закреплен путем установки как минимум двух противооткатных упоров. Устанавливать на случайные предметы – деревянные бруски и колодки – недопустимо!
Если необходимо проводить работы по ремонту автомобиля с высоким расположением узлов и деталей – работники, задействованные на данной операции, должны быть обеспечены исправными подмостями или лестницами-стремянками. Альтернатива в виде использования приставных лестниц запрещена!
При снятии и установке деталей, узлов и агрегатов, масса которых превышает 15 кг необходимо использовать оборудованные по специальному образцу подъёмно-транспортные механизмы. При этом перед установкой транспортного средства для подъема каждый механизм должен скрупулезно проверяться ответственным лицом, а непосредственно перед началом подъема — обязателен пробный пуск!
Ответственность сторон за безопасность
Соблюдение описанных выше требований – важное условие, за неисполнение которого работники привлекаются к ответственности. А вот если на производстве не созданы условия для осуществления безопасной работы – отвечать будет руководитель. Так или иначе, в случае возникновения опасности для жизни работающих или в случае несоблюдения ими требований по охране труда – любая деятельность должна быть приостановлена.
Стоит отметить, что данные требования распространяются на все организации независимо от их видов деятельности и собственности.