Хороший руководитель – как универсальный боец. Должен уметь ставить корректные задачи перед подчиненными, строго контролировать ход их исполнения и умело предугадывать запросы рынка. Но должен ли директор, который, казалось бы, уже ничего никому не должен как минимум в силу своего статуса, ходить на экзамены? Например, по вопросам охраны труда? И какая вообще предусмотрена ответственность за игнорирование данного требования?
Незнание не освобождает от ответственности
О том, что в обязанности руководителя организации входит прохождение обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда можно убедиться, открыв статью 19 Закона РБ от 23.06.2008 №356 «Об охране труда». А потому первое, что делает руководитель, едва вступивший в должность, проходит в соответствующих комиссиях проверку знаний по вопросам охраны труда. Это крайне важно. Ведь с данной минуты в подчинении этого человека будут работать люди, ответственность за которых – всецело на нем.
И это правило касается не только руководителей организаций, которые находятся в подчинении государственной, но и негосударственной формы собственности.
Но прежде чем идти на экзамен руководителю потребуется ознакомиться не только со своими непосредственными должностными обязанностями, в том числе по охране труда, но и со всем обилием нормативных правовых актов — технических и локальных.
Экзамен по охране труда
Экзаменационных билетов не стоит бояться. Ведь они будут составлены исключительно с учетом должностных обязанностей и специфики производственной деятельности, а также – нормативных правовых актов – технических и локальных. Руководителя, который ратует за своё производство, эти вопросы не поставят в тупик. К слову, зачетку на такой экзамен брать не придется. Положительной оценкой контроля знаний станет выдача удостоверения установленного образца.
Важно подчеркнуть: расслабляться после сдачи не стоит, ведь как минимум, раз в три года руководитель должен будет подтверждать свою компетенцию в вопросах охраны труда и если существуют затруднения в этой сфере — мы готовы помочь.
А кто в комиссии?
Если с руководителями государственных организаций все более или менее понятно — их контролируют вышестоящие инстанции, то с негосударственными предстоит разобраться.
Известно, что такие организации не имеют вышестоящих органов управления, а значит – казалось бы, взятки гладки. Но это не так. Функция контроля в таких ситуациях зачастую возложена на местные исполнительные и распорядительные органы власти. Это прописано в Постановлении № 210 («О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда», утвержденном Министерством труда и соцзащиты РБ от 30.12.2008). В комиссию исполкома, как правило, входят представители его структурных подразделений, органов, уполномоченных осуществлять такой контроль и Федерации профсоюзов Беларуси.
Проверка вне очереди
Однако помимо назначенных проверок-экзаменов по вопросам охраны труда (первичной и той, что проводится раз в три года), руководителя может ожидать внеочередная. Как правило, она осуществляется:
- если руководитель переводится на должность, которая потребует от него дополнительных знаний по охране труда;
- если работа в данной должности прерывалась на срок более одного года;
- в случае принятия поправок и дополнений в законодательные акты, содержащих требования по охране труда, а они в свою очередь входят в перечень должностных обязанностей руководителя;
- при выявлении нарушений по части охраны труда или незнании руководителем нормативных правовых актов;
- по требованию органов надзора;
От акта – до административки
Игнорирование такого экзамена – неявка без уважительных причин, а также его неудачное прохождение, причем с неудовлетворительной пересдачей – чревато для руководителя не самыми приятными последствиями. Комиссия вправе направить сведения о факте выявленного нарушения в Департамент госинспекции труда, который непосредственно контролирует соблюдение законодательства об охране труда. Тот в свою очередь вправе инициировать административный процесс в отношении нерадивого руководителя.