Внутренний трудовой распорядок: зачем нужен и что регулирует?

Какие документы регламентируют трудовой распорядок организации

Под трудовым распорядком стоит понимать порядок осуществления трудовой деятельности в организации. Он регламентируется большим количеством документов. В первую очередь, безусловно, правилами внутреннего трудового распорядка, который создается на основании актов законодательства и в зависимости от специфики деятельности организации. К документам, определяющим распорядок труда в организации, относятся также: графики сменности, локальные положения, должностные инструкции, трудовой договор.

Какие вопросы регулируются трудовым распорядком

Практически все вопросы, которые касаются внутренней организации труда коллектива, регулируются трудовым распорядком. Здесь урегулированы такие важные моменты, как условия приема и увольнения сотрудников, использование рабочего времени, обеспечения сотрудников возможностью отдохнуть и др.

Трудовой распорядок, действующий в компании, является документом, который координирует взаимоотношения работающих внутри коллектива, а также между работодателем и его подчиненными. 

Трудовой распорядок позволяет урегулировать такие вопросы, как:

  • порядок подчинения и нормы поведения внутри коллектива;
  • график рабочего времени, его использование, установление количества и продолжительности перерывов между работой;
  • порядок ведения трудовых процессов, контроль качества товара или услуги.

Обязательным условием, которое содержится в любом трудовом договоре, является пункт, говорящий о необходимости соблюдения работником правил внутреннего трудового распорядка организации.

Цель трудового распорядка – достижение такого уровня трудовой деятельности, где каждый член трудового коллектива стремится к достижению общих целей, стоящих перед предприятием.

Правила внутреннего трудового распорядка

Главным документом, отражающим нормы и правила действующего в организации распорядка труда, являются правила внутреннего трудового распорядка.

Это документ локального характера, который разрабатывается и подлежит утверждению руководителем. Здесь должны быть отражены все основные моменты, регулирующие трудовые отношения внутри предприятия.

Структура документа и его содержание определяются каждым руководителем индивидуально. Однако не допускается наличие норм и требований, которые бы нарушали трудовой кодекс или другие государственные законодательные акты. Правила должны быть созданы с учетом тех трудовых особенностей, которые существуют в сфере.

Трудовой распорядок и трудовая дисциплина: в чем связь

Такие понятия, как распорядок и дисциплина неразрывно связаны между собой. Так, распорядок – это действующая система взаимоотношений в компании, обязательные для каждого сотрудника правила поведения. В то время, как дисциплина – это уровень выполнения работающими установленных норм и правил. 

Распорядок определяет правила, действующие в трудовом коллективе, а дисциплина регламентирует права и обязанности сторон, а также последствия безответственный подход к рабочим обязанностям.

Статьи по теме