Утилизация автошин и резиносодержащих отходов

Вспомните, ещё каких-то 20 лет назад дворовые территории не были заполнены автомобилями различных моделей. Машина во дворе была скорее редкостью, чем правилом. Сегодня на каждую семью приходится минимум по одной машине, а то и по две. Увеличение автопарка коснулось всех стран мира, потому за последние годы остро встал вопрос утилизации автошин и других отходов, в состав которых входит резина.

Мы заинтересованы в том, чтобы обращение с отходами в быту и предприятиях велось без опасных последствий для здоровья человека.

Опыт по утилизации автошин стран Европы

Такой автомобильный прогресс дошёл до Беларуси сравнительно недавно, в отличие от США или европейских стран. Здесь озаботились вопросом утилизации автомобильных шин ещё в 1970-х. Мы имеем возможность перенять их опыт и улучшить качество утилизации. Например, во Франции отработанные покрышки используют как вторичное сырьё, в США – в качестве источника для топлива, в Японии их сжигают и получают энергию. Мы, скорее, походим на Россию, где в 90% всех случаев их просто выбрасывают на свалки, и только 10% перерабатывают. Почему так происходит? Ответ прост: такая переработанная покрышка (в качестве резиновой крошки) малопригодна для изготовления асфальтного покрытия и не отвечает всем необходимым требованиям, кроме того, использование резиновой крошки делает процесс укладки дорог более дорогостоящим, что никак не вписывается в стандарты россиян. Потому основная сфера применения покрышек в России – клумбы и альпийские горки, ограждения различной направленности.

Во Франции пошли дальше. Здесь не остановились только на переработке. Испорченные шины ремонтируют и делают их пригодными для повторного использования автомобилем. Это существенно сокращает расходы на новую резину и благотворно влияет на экологию. Но беда в том, что не вся резина подлежит ремонту, потому вопрос переработки здесь сохраняется.

Опыт Беларуси в переработке автомобильных шин и других резиносодержащих отходов

В Беларуси существуют организации, которые специализируются на переработке автошин и других отходов из резины. Большинство из них – частные. Но и государственные предприятия стараются идти в ногу со временем. Например, «Белшина». Здесь в переработку идут как шины, так и отработанные противогазы, защитные костюмы из резины и перчатки. Всё это становится основой для новых шин, кровельных материалов, трамвайных и железнодорожных переездов, спортивных площадок и спортивного инвентаря. Кроме того, полученный материал идёт на производство прорезиненной обуви, шифера, бытовых ковриков, втулок, роликов, переходников, форсунок и полиэтиленовой плёнки. Вариаций здесь великое множество. 

А главное – это сохранение экологии. Не образуются свалки из покрышек, они не сжигаются в больших объёмах, а это даёт возможность не загрязнять подземные источники воды и поверхностные, почву, не разрушает озоновый слой и не вредит здоровью человека. Конечно, такая утилизация автошин и других отходов из резины не достигла больших объёмов, как в Японии или США. Но главное – не останавливаться на достигнутом и идти по намеченному экологическому пути, который имеет одни лишь плюсы. Первые положительные результаты уже есть. А остальное покажет лишь время. Стоит лишь ответственно относиться к вопросам правильной утилизации, резиновых отходов в том числе, поскольку нарушение законодательства в данной сфере весьма болезненно.

Статьи по теме