Авиаперевозки являются крупной отраслью: ежегодно услугами европейских авиакомпаний пользуются 750 млн. пассажиров, а количество рабочих мест, созданных непосредственно отраслью, по оценкам, в 2010 году достигло 1,9 млн. Рабочие места можно разделить на основные группы: летный экипаж и наземный обслуживающий персонал.
Многие из работников подвергаются на своем рабочем месте нескольким рискам и опасностям (например, давление, усталость, полеты на большие расстояния, агрессия со стороны клиентов, опасные вещества, космическая радиация). Аэропорты и самолеты могут быть очень опасной средой, а работники воздушного транспорта подвергаются широкому спектру опасностей и рисков.
Эта статья по содержит обзор опасностей и рисков в отрасли воздушного транспорта, включая летный экипаж и наземный персонал.
Эксплуатация воздушного транспорта и условия труда
Рынок авиатранспорта претерпел много значительных изменений в связи с либерализацией авиатранспорта. Авиакомпании воспользовались либерализацией авиаперевозок, что привело к более широкому выбору авиаперевозок и более низким тарифам. В период с 1997 по 2006 год количество пассажиров постоянно росло, при этом среднегодовой рост составил 7%.
Рост авиаперевозок привел к увеличению занятости. Эффективное предоставление услуг важно для аэропортов, авиакомпаний и пассажиров и имеет решающее значение для эффективного использования инфраструктуры воздушного транспорта и работы авиационной системы в целом.
Неблагоприятные условия труда могут иметь серьезные последствия для безопасности и охраны труда. Организация работы имеет решающее значение для производительности труда, и руководящие органы аэропорта должны обеспечить организацию этих работ с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Читайте также: Охрана труда в аэропортах
Специфика работы в авиатранспорте
В секторе воздушного транспорта существуют весьма специфические условия работы для различных видов деятельности в этом секторе. Деятельность можно разделить на две основные группы: работа летного экипажа и работа наземного персонала. Хотя наиболее заметными и наиболее известными являются летные экипажи, подавляющее большинство работников относятся к наземному персоналу.
Поворот самолета требует сложного ряда процессов, начиная с момента прибытия самолета к его воротам и заканчивая его отбытием. В развороте задействовано большое количество рабочих, что делает его сложным делом с множеством различных операций.
Наземные зоны включают ворота, терминалы, места для хранения грузов, парковку и наземный доступ. Воздушная зона включает в себя все зоны, доступные для воздушных судов, в том числе взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и пандусы.
Читайте также: Опасности и риски в авиации
Опрос, проведенный в 2005 году Европейским фондом улучшения условий жизни и труда, показывает, что по сравнению с другими секторами, работники авиаперевозок:
- работают по выходным чаще;
- имеют больше различий в количестве дней работы в неделю;
- чаще имеют нестабильный график;
- чаще перерабатывают и переутомляются.
Работники сферы авиаперевозок часто работают в сжатые сроки и под большим давлением во время движения самолета.
В результате у работников авиатранспортной отрасли появляется все больше проблем, связанных с согласованием рабочего времени с семейными и общественными обязанностями.
По данным Европейского исследования условий труда, в 2005 году около 40% работников авиатранспорта заявили, что они считают, что их здоровье или безопасность находятся под угрозой из-за их работы. Это намного больше, чем в других секторах (27%). Основными упомянутыми проблемами со здоровьем являются: стресс, общая усталость, боли в спине и проблемы со слухом.
Общими опасностями для здоровья и безопасности на воздушном транспорте, упомянутыми Европейским агентством по безопасности и гигиене труда, являются: эргономические риски, стресс, шум, опасные вещества, вибрация, необычное рабочее время, работа вдали от дома, недостаток оборудования и сложная рабочая ситуация.