Управление охраной труда — сочетание воздействий, направленных на эффективное выполнение всем коллективом и отдельными работниками задач по реализации безопасных принципов осуществления трудовой деятельности и сохранению их здоровья и жизни.
К управлению охраной труда применимы все те базовые принципы, которые в принципе используются в управлении всем предприятием.
По характеру воздействия относительно времени управление можно классифицировать на постоянное и периодическое. Под постоянным управлением понимаются все те должностные обязанности, которые выполняет руководитель или специалист на протяжении своей рабочей деятельности. Периодические воздействия включают вынесение решений, предписаний и постановлений, подписание приказов и распоряжений.
Суть программно-целевого управления
Из всех вариантов самым эффективным признано программно-целевое управление. Оно предполагает постановку целей и комплекс мер по их достижению. При этом путь управления лежит в русле заданной программы.
Основа процесса планирования при таком управлении определяется целью, а потом к цели подбирается возможный путь ее достижения. Видя пути, прорабатываются способы и средства реализации программы.
На практике такая схема выглядит так: руководители подразделения и специалисты по охране труда ставят конкретные задания подразделениям предприятия, филиалам, структурным отделениям и отдельным сотрудникам.
Программа, разработанная по такому принципу, включает в себя цели улучшения условий охраны труда работников по техническим, социальным, экономическим, организационным, санитарно-бытовым, санитарно-гигиеническим, лечебно-профилактическим направлениям. При этом не просто расписывается план мероприятий, а указываются конкретные их сроки проведения, назначаются ответственные лица, определяется источник финансирования.
Органы управления
Любая управляющая система имеет в своей структуре объекты управления и орган управления.
Под объектами управления в сфере охраны труда предполагаются организация в целом, ее структурные подразделения, службы, филиалы, рабочие места и сотрудники.
Органами управления по охране труда на предприятии могут являться:
- руководитель компании (если говорить о предприятии в целом) или уполномоченное им лицо (конкретная должность), назначенный орган управления;
- руководитель филиала, структурного подразделения, функциональной службы.
Орган управления обладает актуальной информацией о состоянии охраны труда, о причинах и частоте травматизма на производстве, уровне профессиональной заболеваемости работников. Он в курсе о наличии каких-либо отклонений от нормативных и законодательных правовых актов.
Именно на основании этих сведений орган управления должен вырабатывать управленческие приемы и методы с целью усовершенствования деятельности по охране труда и устранению нарушений.
После проведения намеченных мероприятий, органы управления получают сведения о эффективности проделанной работы. Если результатом стало достижение намеченных целей – управленческое решение считается продуктивным. Если поставленных целей достичь не удалось, проводится работа по выявлению причин, не позволивших это сделать. После чего разрабатывается новый план с учетом корректировок.