Управление охраной труда

Труд
  1. Главная
  2. Статьи
  3. Управление охраной труда

Управление охраной труда — сочетание воздействий, направленных на эффективное выполнение всем коллективом и отдельными работниками задач по реализации безопасных принципов осуществления трудовой деятельности и сохранению их здоровья и жизни.

К управлению охраной труда применимы все те базовые принципы, которые в принципе используются в управлении всем предприятием.

По характеру воздействия относительно времени управление можно классифицировать на постоянное и периодическое. Под постоянным управлением понимаются все те должностные обязанности, которые выполняет руководитель или специалист на протяжении своей рабочей деятельности. Периодические воздействия включают вынесение решений, предписаний и постановлений, подписание приказов и распоряжений.

Суть программно-целевого управления

Из всех вариантов самым эффективным признано программно-целевое управление. Оно предполагает постановку целей и комплекс мер по их достижению. При этом путь управления лежит в русле заданной программы.  

Основа процесса планирования при таком управлении определяется целью, а потом к цели подбирается возможный путь ее достижения. Видя пути, прорабатываются способы и средства реализации программы.

На практике такая схема выглядит так: руководители подразделения и специалисты по охране труда ставят конкретные задания подразделениям предприятия, филиалам, структурным отделениям и отдельным сотрудникам.

Программа, разработанная по такому принципу, включает в себя цели улучшения условий охраны труда работников по техническим, социальным, экономическим, организационным, санитарно-бытовым, санитарно-гигиеническим, лечебно-профилактическим направлениям. При этом не просто расписывается план мероприятий, а указываются конкретные их сроки проведения, назначаются ответственные лица, определяется источник финансирования.

Органы управления

Любая управляющая система имеет в своей структуре объекты управления и орган управления. 

Под объектами управления в сфере охраны труда предполагаются организация в целом, ее структурные подразделения, службы, филиалы, рабочие места и сотрудники.

Органами управления по охране труда на предприятии могут являться:

  • руководитель компании (если говорить о предприятии в целом) или уполномоченное им лицо (конкретная должность), назначенный орган управления;
  • руководитель филиала, структурного подразделения, функциональной службы.

Орган управления обладает актуальной информацией о состоянии охраны труда, о причинах и частоте травматизма на производстве, уровне профессиональной заболеваемости работников. Он в курсе о наличии каких-либо отклонений от нормативных и законодательных правовых актов. 

Именно на основании этих сведений орган управления должен вырабатывать управленческие приемы и методы с целью усовершенствования деятельности по охране труда и устранению нарушений.

После проведения намеченных мероприятий, органы управления получают сведения о эффективности проделанной работы. Если результатом стало достижение намеченных целей – управленческое решение считается продуктивным. Если поставленных целей достичь не удалось, проводится работа по выявлению причин, не позволивших это сделать. После чего разрабатывается новый план с учетом корректировок. 

Статьи по теме

Требования по охране труда
Требования по охране труда
Офисные травмы
Алгоритм расследования несчастных случаев на производстве
Алгоритм действий работодателя при несчастном случае
Алгоритм действий работодателя при несчастном случае
Меню