Невзирая на форму собственности, лица, работающие на должности «водитель», должны соблюдать установленный режим труда и отдыха. Графики работы водителей должны составляться таким образом, чтобы учитывались действующие в нашей стране нормы и требования, установленные на законодательном уровне.
Нормы, регулирующие рабочее время водителя
Момент начала трудового дня указывается в графике сменности или в ПВТР, действующих в компании. Окончанием работы считается тот момент, когда водитель возвратил автомобиль на место его стоянки и завершил все работы с ним.
В рабочее время не входит период, затраченный на дорогу до предприятия и обратно домой, переодевание, регистрацию на проходной.
Случаются ситуации, когда рабочее время фиксируется на объекте, а не в месте постоянной работы. Этот нюанс должен быть сообщен сотруднику прежде, чем закончиться его предыдущий рабочий день.
Что входит в рабочее время водителя
Структура трудового времени водителя включает такие периоды, как:
- время, необходимое для подготовки к выезду на линию и после возвращения с линии в организацию (20 мин.);
- проведение предрейсового медицинского осмотра (около 5 мин.);
- непосредственно период управления автомобильным транспортом;
- период простоя в местах, где осуществляется разгрузка/выгрузка грузов, посадка/высадка пассажиров и под.;
- простой, в котором нет вины водителя;
- перерывы, которые предусмотрены графиком работ (сменности) водителей, предназначенные для его отдыха;
- время, затраченное на устранение неполадок, не требующих разборки механизмов и узлов;
- периода охраны груза и автомобиля на стоянке в промежуточных и
конечных пунктах маршрута; - период, даже когда водитель не управляет автомобилем в ситуации, если в рейсе два водителя (международные перевозки).
Понятие подготовительно-заключительных работ у водителей
Подготовительно-заключительные работы водителей предполагают проведение таких процессов, как внешний осмотр транспортного средства, проверка исправности его узлов, топливной и тормозной систем. Водитель обязан убедиться, что средство и прицеп (при его использовании) находится в исправном техническом состоянии.
Сюда же входит и момент заправки автомобиля, а также оформление путевок. Водитель должен продумать маршрут, убедиться в отсутствии пробок и выстраивать движение таким образом, чтобы избежать слишком интенсивного потока машин. Он должен зафиксировать места погрузки/разгрузки, остановок на пути и др.
Перед выездом водитель должен проверить прогноз погоды, убедиться, что транспортное средство готово к эксплуатации в таких погодных условиях.
Заключительными работами считается момент постановки транспортного средства на стоянку после возвращении с работы.
Время отдыха
Рабочее время водителя предполагает перерыв, необходимый, чтобы отдохнуть и принять пищу. Его минимальный период – 20 мин., а максимальный – 2 часа. Этот промежуток времени может быть использован работников на свое усмотрение. Его не включают в рабочее время.
Когда длительность смены равна или составляет более 8 часов, может быть два перерыва. Их длительность должна быть в районе 30 мин. – 2 ч. Все эти нюансы должны быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка, графике сменности или договоренностью между водителем и работодателем.