Понятно, что материалы, применяемые в дорожном производстве, подвержены значительным воздействиям, как физическим, так и механическим, а также физико-химическим. Постепенно такие воздействия приводят к неизбежному разрушению дорожного покрытия.
Интенсивность такого разрушения связано не только со степенью агрессивного воздействия, но и с качеством использованного строительного материала, его свойствами. Давайте рассмотрим эти свойства, которые отличаются многообразием, и проявляются в зависимости от вещественного состава. Полную информацию о материалах, используемых при производстве дорожных работ, вы можете узнать из курса обучения дорожных рабочих.
Физические свойства
В способности проявлять стойкость при физическом воздействии проявляются физические свойства материалов для дорожного строительства. Это свойства, которые проявляются при контакте с водой, теплом, светом, огнем, морозам, при перепадах температур и др.
Из физических свойств самыми важными можно назвать:
- истинная плотность — удельный или истинный вес, который можно найти, если рассчитать соотношение веса при сухом агрегатном состоянии с его объемом в момент максимальной плотности;
- средняя плотность – это вес, рассчитанный с учетом пустот, микротрещин, пор, одним словом, в его натуральном, агрегатном виде; средняя приближается к истинной плотности в ситуации, когда материала минимально порист;
- насыпная плотность – объем, который имеет материал в виде рыхлого вещества;
- пустотность — размер и наличие между частичками материала пустот;
- пористость – это количественное соотношение пор и микротрещин, содержащихся в материале;
- влажность — процентное содержание в материале воды;
- гигроскопичность — способность впитывать влагу;
- водопоглощение — способность материала впитывать воду при его погружении;
- водонасыщение — умение впитать воду в условиях, приближенных к вакууму;
- усадка – уменьшение размера материала при его высыхании;
- набухание – изменение в сторону увеличения размеров материала из-за впитывания им воды;
- водонепроницаемость – качество, при котором материал способен не пропускать через себя воду;
- теплопроводность — проведение через массу материала тепловой энергии;
- а также огнеупорность, огнестойкость, светостойкость, др.
Читайте также: Профессия Дорожный рабочий
Механические свойства
Способность дорожно-строительных материалов противостоять воздействиям, которые возникают при приложении к ним внешних сил, называются механическими свойствами. Различают:
- прочность — это показатель является одним из основополагающих при определении, насколько возможно применение материала в условиях дорожного строительства;
- упругость — определяется в способности вернуться в изначальный вид после того, как на материал перестали воздействовать внешние факторы;
- пластичность — деформация при воздействии усилий, но без видимых следов разрыва;
- хрупкость — способность материалов ломаться из-за влияния факторов;
- ползучесть — возможность к длительной деформации при нагрузке.
Статья по теме: Природные каменные материалы
Химические свойства
Способность материалов, применяемых в дорожном производстве, взаимодействовать на химическом уровне с веществами, вызывая при этом появление новых форм — проявление их химических свойств.
Самые важные из них, влияющие на долговечность произведенных работ и в общем пригодности использования материалов в дорожном строительстве:
- растворимость — возможность взаимодействовать таким образом, чтобы в процессе химической реакции образовывались растворы;
- коррозийная стойкость — устойчивость к агрессивной среде;
- атмосферостойкость — возможность сохранять свои свойства при постоянном воздействии агрессивных климатических условий;
- твердение — способность вступать в реакцию, приводящую к процессу затвердевания материала;
- адгезия — липучие способности, благодаря которым одно вещество прилипает к другому.