Практика показывает, зачастую эти два термина путают между собой. Однако на самом деле это две разные правовые категории, формы организации труда, которые имеют различные регулирующие законодательные нормы. Оказывая ряд услуг по охране труда мы часто сталкиваемся с тем, что игнорирование нюансов в таких вопросах приводит к неприятностям.
Определение понятий
Установленное в трудовом договоре осуществление сотрудником вне основной работы другого постоянного оплачиваемого труда, называется совместительством. Осуществление данной деятельности возможно как у разных нанимателя, так и у одного.
Совмещение – это осуществление у одного нанимателя вместе с основной работой дополнительного труда. Таким образом, совмещение происходит единовременно, во время рабочей смены. Чаще всего это происходит краткосрочно по причине необходимости подмены работника, который временно отсутствует.
И то и другое понятие обязуют работника осуществлять вместе со своими должностными обязанностями еще дополнительные.
Особенности оформления документов при совмещении и совместительстве
Совмещение. Следуя из определения понятия, совмещение можно реализовать лишь у одного нанимателя. В такой ситуации не требуется заключения дополнительного трудового договора. Все что необходимо – это издание приказа, в котором будет распоряжение о возложении на сотрудника дополнительных трудовых функций.
Совмещение бывает нескольких видов:
- совмещение должностей – предполагается, что сотруднику будет поручен труд с другим наименованием профессии;
- увеличение количества работы – поручаемая должность имеет такое же наименование;
- замещение – временная замена сотрудника, который отсутствует по уважительной причине, но за ним место сохраняется;
- расширение зоны обслуживания – дополнительные обязанности поручаются рабочему с такой же профессией.
Обязательное условие для совмещения – это его экономическая целесообразность. Такая форма организации труда не должна негативно сказываться на качество выполняемых работ, как на основном месте работы, так и на дополнительном.
Читайте также: Обязательные в организации кадровые документы
Совместительство. В обязательном порядке предусматривает заключение второго трудового договора. При его составлении важно соблюдать все общие требования закона о труде РБ.
Если трудовой договор заключается в виде контракта, важно предусмотреть повышение тарифной ставки и дополнительные дни к отпуску. Документ должен включать все необходимые данные о нанимателе и сотруднике, должность и место работы, содержать права и обязанности обеих сторон. В нем должны быть отражены сроки трудовых отношений, условия оплаты труда, а также режим труда и отдыха. Обязательное условие – в документе необходимо прописать, что это договор по совместительству.
Когда сотрудник устраивается на условиях совместительства к другому нанимателю, и должность предполагает наличие вредных производственных факторов, наниматель вправе потребовать справку о том, какой характер и условия труда на основной работе.
Совместительством может быть признано осуществление регулярных и оплачиваемых работ во время, свободное от основной работы, на законных основаниях, прописанных в договоре по совместительству.