Санитарно-бытовые помещения на предприятии

Санитарно-бытовое обеспечение работающих – это важный аспект в вопросе создания благоприятных условий труда, повышения производительности, снижения количества профзаболеваний среди работников. 

Реализуя требования законодательства нашей страны, наниматели обязаны на своих предприятиях обеспечить весь комплекс санитарно-бытовых помещений.

Какие помещения необходимы на предприятии?

Требования по охране труда и обеспечении работников безопасными условиями труда предполагают санитарно-бытовое обслуживание работающих. Все предприятия должны иметь необходимые санитарно-бытовые помещения. 

Чаще всего речь идёт о гардеробных, душевых, умывальных, туалетах. Однако в соответствии со спецификой предприятия и сферой деятельности, количеством сотрудников это список может дополняться местами для устройств питьевого водоснабжения, помещениями для обогрева или охлаждения, для обработки, сушки, хранения и выдачи спецодежды и др.

Кроме этого, многие предприятия обязаны обустроить в соответствии с требованиями помещения для приёма пищи, оказания медицинской помощи, комнаты отдыха, курительные и др. 

Основные требования к санитарно-бытовым помещениям

Все перегородки, возводимые в санитарно-бытовых помещениях, должны иметь высоту не менее 2 метров. Материал, который используется в качестве перегородок, должен быть негорючий, а также влагостойкий. Ведь его обработка производиться горячей водой с использованием моющих средств. Водостойкостью должны обладать и потолки, а также стены помещений.

При планировании туалетов важно учесть, что их отдалённость от рабочих мест не должна быть более 75 метров. Это же правило касается помещений для обогрева или охлаждения, мест с устройствами для питья. При размещении рабочих мест не в здании, а на территории предприятия их отдалённость может достигать 150 метров.

Читайте также: Санитарные требования к производственным помещениям

Особенности обустройства душевых и туалетов на предприятии

Требование наличия душевых распространяется на те предприятия, где загрязнению подвергаются не только руки работников. 

Душевые кабинки стоит делать открытого типа, а при входе в душевые помещения должно быть помещение, где можно снять и надеть одежду – преддушевая. 

Чаще всего помещения с душами размещены между двумя гардеробными: с одной стороны со спецодеждой, а с другой – с личными вещами. Это позволит избежать загрязнения личной одежды работников.

Число душевых кабинок рассчитывается в зависимости от численности работников в самую многочисленную смену. 

Туалет обязан находится на каждом из этажей здания. Существует правило, если смена насчитывает не более 15 человек, тогда туалет для мужчин и женщин может быть общим. В обязательном порядке при входе в туалет необходимо разместить умывальник.

Гардеробные и помещения для спецодежды в организациях

Количество мест в гардеробной и её площадь должны быть рассчитаны в соответствии со штатом сотрудников. Если в результате трудовых процессов на каких-либо производственных участках происходит чрезмерное загрязнение одежды, тогда для таких цехов обязаны быть предусмотрены отдельные гардеробные.

Закрытые шкафы для верхней одежды сотрудников можно не оборудовать, если работы на предприятии не ведут к загрязнению одежды. Просто вешалок будет вполне достаточно. А вот количество таких вешалок или крючков напрямую зависит от штата сотрудников. Их должно хватать для размещения верхней одежды на численность работников сразу двух смен. 

Несоблюдение работодателем требований по обеспечению работников санитарно-бытовыми помещениями грозит штрафами и иными санкциями.

Статьи по теме