Риски и возможности регулирования парниковых выбросов

Парниковый эквивалент — это условная единица, которая применяется для того, чтобы оценить объемы выбрасываемых парниковых газов.

Сегодня эта условная единица стала расчетной для движения к устойчивой экономике в энергетическом плане, стремлению к энергоэффективности. 

Благодаря такому показателю, как СО2-эквивалент, можно сделать вывод о вкладе в глобальный парниковый эффект конкретной хозяйственной деятельности, даже при кажущейся ее безопасности с точки зрения экологии. Данная единица позволяет получить реальные сведения, насколько бережно предприятие обращается с энергетическими ресурсами.

Читайте также: Состав и источники парниковых газов

Системы регулирования

Создание и поэтапное развитие регулирования парниковых выбросов в глобальных масштабах зародилось в начале прошлого века и происходит в настоящее время. Речь о глобальных масштабах ведется потому, что эта проблема рассматривается не только на государственных уровнях, но и в международных системах.

Практический опыт показал, что включение рыночной политики в регулирование и контроль атмосферных выбросов – наиболее действенный вариант на пути к поставленной цели по минимизации выбросов СО2.

Зарождалась эта систем в США, когда впервые были введены компенсации для тех предприятий, которые превышали лимиты. Калифорнийская практика по запуску системы торговли выбросами показала себя как актуальная и экономически оправданная. 

Переход стран к регулированию происходит тяжело, противоречиво. Каждая страна для себя должна определить по каким условиям и какими механизмами необходимо проводить регулирование собственных выбросов СО2, опираясь на личные интересы и учитывая принципы международной политики в сфере экологии.

Торговля парниковыми выбросами

Развитые страны используют процессы регулирования парниковых выбросов как стимул для инвестиций в модернизацию промышленности. Стремление к уменьшению выбросов, снижению СО2-эквивалента позволяет странам двигаться к низкоуглеродному пути развития.

Интересно знать: Что такое потенциал глобального потепления?

Беларусь с 2005 года подписала документ о присоединении к Киотскому протоколу. По этому документу каждая страна обязана снижать выбросы парниковых газов путем применения действенных механизмов. Он предполагает торговлю разрешениями на углеродные выбросы. 

Полученные таким образом средства могут стать стабильным источником инвестиций в разработки и осуществление экологических проектов, использование энергосберегающих технологий, возобновляемых источников энергии.

Киотский протокол устанавливает такой механизм торговли разрешениями на выбросы, при котором страны могут перепродавать одна другой разрешения на выбросы. Это происходит в случае, когда у одной из стран остаются излишки в рамках границ разрешенных выбросов. При реализации в стране ресурсосберегающего проекта у нее появляются дополнительные разрешения, подлежащие продаже. 

Энергетическую отрасль Беларуси смело можно назвать одной из самых экологически «грязных». Для улучшения показателей необходимо проводить модернизацию основных фондов, привлекать возобновляемые источники энергии и внедрять современные экологичные технологии.