Предрейсовый осмотр водителей

Любая организация, которая имеет собственный автотранспорт, должна быть готовой к тому, что её водители ежедневно перед каждым выходом в рейс – будут посетителями медицинского кабинета, ведь важность предрейсовых медицинских осмотров – мера обязательная, установленная Законом РБ «О дорожном движении» ещё в 2008 году.

Более чем исчерпывающе порядок проведения предрейсовых медицинских обследований водителей описан в Постановлении Министерства Здравоохранения РБ № 84. Сразу стоит сказать: эти требования не для водителей тракторов. 

Предрейсовое обследование: кого касается

В первую очередь – предрейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих пассажирские перевозки и перевозку опасных грузов. Также данный вид обследования производится для водителей всех юридических лиц и ИП, работающих в сфере автотранспорта и в организациях, которые занимаются подготовкой, переподготовкой или повышением квалификации водителей механических ТС (обучают управлению).

Читайте также: Внеочередной медосмотр. Зачем он нужен

Требование к медицинскому персоналу

Согласно Инструкции № 84 предрейсовое обследование водителей могут проводить либо медработники, состоящие в штате юрлица либо (если такого сотрудника нет) — та или иная организация здравоохранения. При этом она обязательно должна иметь соответствующую лицензию. 

Если же предрейсовые осмотры проводятся частной компанией  – все её медработники должны быть обладателями первой или высшей категории. Это требование прописывает Указ № 475. 

Предрейсовое обследование: что это значит

Обследование водителя перед выходом на линию подразумевает под собой оценку состояния его здоровья. Сперва задаются общие вопросы, касающиеся самочувствия. Измеряются температура, пульс и артериальное давление. На особом контроле в этот момент – вопрос трезвости. А значит – определение наличия (или отсутствия) клинических признаков состояния опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и др.). С этой целью специальными приборами – алкотестерами — производятся замеры паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, а в случае необходимости (нарушение походки или речи, ненормальная реакция зрачков на свет или устойчивый запах алкоголя) – доктор может инициировать дополнительные процедуры (анализы биологических образцов – слюны или мочи). Для определения наркотических или иных запрещённых веществ в организме человека могут быть использованы экспресс-тесты – тест-полоски или экспресс-пластины.

Ещё один фактор, который может вызвать у доктора настороженность – нарушение нормальной работы сердечно-сосудистой системы, если данное состояние не характерно для человека в силу отсутствия у него хронических заболеваний. 

Читайте также: Что делать с пьяным работником?

Исход предрейсового контроля: невозможность допуска к работе

Безусловно, если в процессе предрейсового контроля в организме выявляются те или иные запрещённые вещества (пары алкоголя, наркотические вещества и др.) – водитель не может быть допущен к работе. Также невозможен выход на линию при обострении хронических заболеваний или обнаружении новых, когда осуществление трудовой деятельности противопоказано. Ещё одна причина отстранить на текущий день человека от работы – его отказ от выполнения указаний медработника, касающегося прохождения предрейсового обследования.  

Если же медицинским работником принимается решение о недопуске водителя к осуществлению им своих обязанностей – в путевом листе (с которым водитель должен явиться на осмотр) не проставляется ни подпись врача, ни соответствующая отметка (о допуске к работе). 

Зато о каждом подобном случае медицинский работник, проводивший осмотр, в обязательном порядке информирует руководителя компании, в которой работает данный сотрудник. Это происходит путём подготовки письменного рапорта о вынесении соответствующего решения.

Исход предрейсового контроля: допуск к работе

Если же состояние клиента не взывает у врачей никаких опасений и главное – подозрений – принимается решение о его допуске «к труду». На практике такой исход, конечно же, встречается гораздо чаще. В этом случае доктор ставит на путевом листе свою подпись и отметку о допуске к работе. 

Стоит отметить: каждое обследование водителя перед рейсом (результаты обследования и принятое решение) фиксируется в специальном журнале и визируется подписью медицинского работника, его проводившим. 

Рекомендуем ознакомиться: Подвижной характер работы

Игнорирование недопуска к работе

Если по каким-то причинам водитель пренебрегает запретом медицинского работника и в обход закона всё-таки выходит в рейс, а данный факт устанавливают компетентные органы – это может быть чревато не самыми радужными последствиями не только для самого водителя, но и для организации, на которую он работает. Дело в том, что непрохождение обязательных предрейсовых и других медицинских осмотров всегда считалось грубым нарушением законодательства. 

А потому если ещё при первичном установлении такого факта организации лояльно может быть вынесено предупреждение с требованием устранить данную неисполнительность (лицензией при этом она не рискует), — повторный факт аналогичного нарушения (в течение года) уже будет считаться грубым нарушением. При этом компании это может обойтись очень дорого —  прекращение действия лицензии. 

Статьи по теме