Политика в области охраны труда: что такое, зачем нужна

Одна из главнейших задач работодателя заключается в обеспечении безопасности. Эта концепция призвана лечь в основу такого документа, как политика организации в области охраны труда — основы системы управления ОТ. Данный документ является своеобразным гарантом обеспечения безопасности предприятия перед трудовым коллективом. Здесь заключены все намерения и принципы, основываясь на которые руководство организации будет осуществлять деятельность по охране труда.

Чаще всего в отношении данного документа действует требование быть доступным для всех желающих с ним ознакомиться. Его необходимо разместить на сайте, на видных общедоступных местах в компании, быть известным для страховых компаний, местных и республиканских управленческих органов.

Какие требования предъявляются к политике организации в области охраны труда?

В связи с тем, что данный документ является главным инструментом для реализации работы по охране труда в организации, к нему предъявляется ряд требований. Среди них:

  • политика должна учитывать характер и масштаб рисков организации;
  • быть направлена на постоянное улучшение ОТ предприятия;
  • соответствовать законодательству по вопросам ОТ, действующему в нашей стране;
  • быть актуальной, внедрённой в деятельность, своевременно обновляться;
  • быть доступной как для работников, так и для других организаций и заинтересованных лиц и др.

На чём базируются принципы политики в области ОТ?

Формируя политику организации в области ОТ, важно учитывать результаты, полученные при идентификации опасностей и проведении оценки профессиональных рисков.

Составляя документ, важно выдержать основные принципы, которые считаются базовыми в области ОТ. Главнейший из них – это определение жизни и здоровья работников как приоритета деятельности.

Стоит упомянуть и некоторые другие, не менее важные принципы:

  • опора на требования по безопасности и гигиене труда, установленных на законодательном уровне, как минимально необходимые;
  • обеспечение работникам в полной мере всех прав, которые положены им по законодательству;
  • постоянная работа по повышению эффективности управления ОТ в организации;
  • реализация мер, направленных на снижение травматизма, минимизации случаев профзаболеваемости, аварий и прочих чрезвычайных случаев;
  • стремление к улучшению условий труда, его безопасности, снижению количества травм и профессиональных заболеваний;
  • выделение финансовых средств для реализации мероприятий по ОТ;
  • реализация требований и правил по ОТ на всех уровнях – на рабочих местах, в структурных подразделениях, в организации в целом и другие.

Политика не устанавливает требований по указанию конкретных целей. Здесь содержаться ключевые принципы, намерения и направления деятельности организации в области охраны труда. Однако понятно, что только благодаря разработке конкретных целей и мероприятий можно достичь того, что политика будет результативной. 

Что необходимо отразить в политике по охране труда?

В документе должны найти отражение следующие моменты:

  • положения, показывающие, насколько существующие условия труда на каждом рабочем месте соответствует требованиям ОТ;
  • в чём заключаются обязательства работодателя, направленные на предотвращение травматизма, минимизации заболеваемости работающих;
  • оценка профессиональных рисков работников, связанных с конкретными видами деятельности, реализуемой на предприятии;
  • совершенствование системы управления ОТ.

Можно сделать вывод, что политика в области ОТ – это важный документ, позволяющий установить, какие мероприятия будут проводиться работодателем, чтобы механизмы ОТ на предприятии давали максимальную эффективность.