Охрана труда для составителя поездов

Основная задача составителя поездов – это формирование и соответственно расформирование составов и вагонов. Обязанности даже звучат внушительно, не говоря уже о том, как выглядят. Ведь можно себе представить масштабы трагедии, если вдруг в пути произойдет отсоединение вагонов. А потому далеко не каждый желающий может получить допуск к такой ответственной профессии. 

Кто может претендовать на должность? 

К специалисту предъявляются предельно жёсткие требования. Прохождения медосмотра, подтверждающего отсутствие противопоказаний, и соответствующего обучения недостаточно. Полученную информацию (теорию), как и приобретенный за время работы опыт (практику) необходимо регулярно подтверждать. Причём освежать знания придётся не реже чем раз в год, что важно для соблюдения всех норм безопасности. Не менее важным условием является также успешное прохождение необходимых инструктажей, подтверждающих знания по охране труда (ОТ).  

Но прежде чем сотрудник получит допуск к работе – некоторое время он отработает в качестве стажёра. Разумеется, под чётким руководством обучающего лица. На это может уйти до 14 смен. 

Читайте также: Охрана труда для локомотивных бригад

Требования ОТ перед выходом на дежурство

Прежде всего, составитель поездов приводит себя в должный вид – надевает спецодежду, СИЗ и обязательно – оранжевый сигнальный жилет. Проверяет наличие и исправность тормозных башмаков (если использует в работе), ручного фонаря, флажков и свистка. 

Чтобы приступить к дежурству – получает разрешение от руководства и знакомится с предстоящей работой. Обязателен предварительный осмотр вагонов, которые будут сцепляться и расцепляться, на предмет отсутствия в них или под ними тех или иных препятствий – людей или животных, например.  

Читайте также: Охрана труда на железной дороге

Правила, которых важно придерживаться в процессе осуществления работы

Непосредственные обязанности составителя вагонов – это сцепка и расцепка состава. При выполнении этих задач важно соблюдать чрезвычайную бдительность и внимательность. Работать только после полной остановки поезда и только в рукавицах. Важно беречь руки от ранений и готовясь к сцепке контролировать, чтобы пальцы не попадали в стяжку. Обязательно нужно удостовериться, что борта прочно закреплены и груз на них нагружен правильно. 

Ни в коем случае не допускается держаться за детали ударно-тяговых устройств, переходить по сцепным приборам и проходить между вагонами, расстояние между которыми меньше 10 метров. Также категорически запрещено пролезать под вагонами.

Читайте также: Охрана труда для приемосдатчика 

Вот ещё несколько правил, которые являются золотыми для любого составителя вагонов. Прежде всего стоит помнить: при составлении вагонов в голову всегда ставятся самые тяжёлые, в хвосте – соответственно устанавливается вагон с тормозной площадкой. Если требуется транспортировать негабаритные грузы – под них должны быть сформированы специальные поезда. 

В случае если поступает задание поставить в поезда технически неисправные вагоны (сходившие прежде с рельсов), очевидно перегруженные или загруженные с нарушением правил перевозки (с незакрытыми бортами или с грузами, выступающими за пределы состава) – составитель имеет полное право отказаться от его выполнения. Если обнаруживаются неисправности оборудования, инструмента или транспортных средств – составитель должен мгновенно проинформировать об этом руководство. 

За нарушение и несоблюдение прописанных законодательством требований грозит ответственность.

Статьи по теме