Осмотрщик железнодорожных вагонов – не самая безопасная профессия. Ежедневный выход такого сотрудника на работу сопряжен с различными вредными факторами. Прежде всего, это контакт с движущимся составом, а значит — возможность попасть под его колёса, вероятность падения груза или поражение электрическим током… Но, как показывает практика, опасность может представлять и неподвижный состав…
Кто допускается к профессии?
Учитывая великое множество опасных факторов в деятельности осмотрщика ж/д вагонов, к этой работе допускается лишь определённый круг лиц. Люди – чрезвычайно ответственные и исполнительные, прошедшие необходимый инструктаж (вводный и первичный), а также – стажировку; закрепившие полученные знания по охране труда соответствующей проверкой (к слову, это требуется делать раз в год). Но одной профподготовки мало. При приёме на работу на должность осмотрщика необходимо ещё и медосмотр пройти — быть годным по всем «медицинским показаниям».
Также, чтобы получить допуск к профессии, необходимо иметь на руках удостоверение о присвоении соответствующего разряда и обладать группой по электробезопасности (не ниже второй).
Читайте также:
Какие требования применяют к осмотрщику?
На любом рабочем месте чрезвычайно важно быть максимально собранным и внимательным. Но на этом – особенно. В первую очередь, к сигналам, подаваемым движущимся ж/д транспортом и командам оператора. Если есть необходимость передвигаться, то только в установленных местах. Если нужно находиться в зоне работы подъёмных механизмов, то не непосредственно под ними (то есть не проходить и не стоять под поднятым грузом). Не трогать оборванные электрические провода…
Должно быть фактом самим собой разумеющимся, что появиться на рабочем месте под шафе или в состоянии наркотического или токсического опьянения, как и употреблять их – недопустимо под страхом увольнения по статье. Курить тоже можно только в установленных местах.
Перед тем, как приступит к работе…
Самое первое, что потребуется сделать осмотрщику на рабочем месте – это надеть спецодежду, проверить функциональность СИЗ и рабочих инструментов (измерительных приборов, сигнальных приспособлений и т.д.), которые предполагается использовать на протяжении смены.
К месту выполнения работы нужно следовать специальным маршрутом, который, как правило, обозначается знаком «Служебный проход». Передвигаться можно только по обочине или посредине междупутья. При этом требуется контролировать, чтобы проходы между колеями не были захламлены посторонними предметами. Особенно это актуально при осуществлении работы, когда детали снимаются с вагона и их нужно куда-то убрать. Так вот — убирать необходимо исключительно в специально отведенные места.
Если необходимо перейти колею, это делается под углом 90 градусов. Но прежде: нужно удостовериться в отсутствии приближающейся опасности. А если есть потребность обойти стоящие вагоны, то приближаться к ним ближе, чем на 5 метров не стоит. При этом категорически запрещается переходить колеи перед движущимся локомотивом или дрезиной – любым подвижным составом, садиться на рельсы или подножки вагонов.
Требования во время выполнения работы
Рабочее место осмотрщика – это междупутье и колеи. Поэтому если по соседней колее ожидается прохождение состава – не менее чем за пять минут до его приближения осмотрщики должны убрать всё оборудование и отойти на безопасное расстояние (4-5 метров).
Подвоз тех или иных материалов и запчастей должен осуществляться по туннелям (транспортным или совмещённым) или – эстакадам. Возможен вариант наземных поперечных настилов.
Обязанности осмотрщика вагонов
Выполняя свою работу важно придерживаться утвержденной технологии производства и правил внутреннего трудового распорядка, а также – постоянно совершенствовать способы безопасной работы. Если окружающим по тем или иным причинам угрожает опасность — сообщить руководителю.
Игнорирование должностной инструкции может быть чревато для осмотрщика разного рода ответственностью.