Новая редакция Трудового кодекса от 2020 года придала большое значение категории работников, осуществляющих свою деятельность дистанционно. И это логично — в связи с распространением коронавирусной инфекции порядка 15% белорусских компаний выбрали форму работы «из дома». Как правильно перейти на новый режим и какие правила по охране труда должны соблюдаться в данном случае – рассмотрим ниже.
Кому можно на «удаленку»?
Когда деятельность специалиста предполагает самостоятельный характер работы, результат которого можно передать по интернету (программисты, журналисты, юристы и т.д.) – ничто не мешает в случае необходимости перевести такого работника на дистанционку. Чего не скажешь, например, о профессии «Литейщик пластмасс» – о человеке, работа которого возможна только за определенным станком в определенном цеху… Как, собственно, и о любой другой деятельности, сопряженной с производством товаров.
Основанием для перевода специалиста на дистанцию может стать как заявление самого работника, так и инициатива нанимателя. Главное, чтобы данный процесс осуществлялся по обоюдному согласию или говоря языком юридическим – по соглашению сторон. При этом важно прописать условие такого сотрудничества в трудовом договоре. Если же трудовые отношения уже длятся – заключается допсоглашение.
Охрана труда – условие №1
Работодатель не предоставляет работнику, переведенному на дистанционную форму, рабочее место в офисе – его работа осуществляется из любой удобной точки земного шара. А потому предусмотреть соблюдение таким работником требований по охране труда – задача, по меньшей мере, непростая. Хотя в целом, в таком деле полагаться на себя – единственное верное решение.
Безопасность – превыше всего
Именно для создания безопасных условий труда при переходе специалиста на дистанционную форму работы законодательство обязует нанимателя ознакомить такого работника с необходимыми требованиями по охране труда. (Ст.307 ТК). Ниже приведены некоторые из них.
Как правило, дистанционная работа выполняется с использованием компьютера. А значит – регламентируется Типовой инструкцией по охране труда при работе с персональными ЭВМ №130 от 24.12.2013. Так вот, согласно этой инструкции, продолжительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать двух часов (п.14 Инструкции №130).
Также в течение рабочего дня обязательны перерывы. И наряду с перерывом для отдыха и питания для дистанционного работника выделяются дополнительные. Их количество и продолжительность предусматривает статья 135 Трудового Кодекса.
В целом, этот документ гораздо более широко определяет режим рабочего времени специалиста, выполняющего свою работу дистанционно. В каждом конкретном случае он устанавливается индивидуально в зависимости от продолжительности рабочего дня, вида и категории трудовой деятельности. Есть два варианта развития событий: эти правила утверждаются либо по согласованию с нанимателем, либо определяется работником самостоятельно.
Входит ли в обязанности нанимателя разработка для дистанционного работника инструкции по охране труда?
Известно, что трудовой договор, кроме прав и обязанностей сторон, оговаривает также условия работы вне рабочего места, способы обеспечения охраны труды и т.д. Это – во главе угла. Также в перечне обязанностей работодателей – разработка и утверждение локальных правовых актов, основная начинка которых — требования по охране труда. К таким документам, как правило, относятся Инструкции по охране труда, которые подробно излагают эти требования, вплоть до детализации по времени суток – перед началом трудовой деятельности, в процессе ее выполнении и после, а также – в ситуациях «SOS»!
В подобных документах с учетом специфики профессии и вида работ или услуг отражается целый перечень требований по охране труда. Например, при работе с компьютером или другой техникой, используемой работником, выполняющим свою деятельность дистанционно.
Учитывая, что тенденция «работы на дистанции», скорее всего, сохранится в ближайшее время, данные требования не потеряют своей актуальности еще долго. И этот прогноз продиктован не столько эпидемиологической ситуацией, сколько удобством такой формы работы для обеих сторон.