Что такое культура безопасности труда?

Сегодня работа предприятий неразрывно связана с открытием новых технологий и решений, сложных производственных систем, с колебаниями в мировой экономике и требованиями потребителей. Все эти факторы не могут не влиять на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья сотрудников. 

Обеспечение высокого уровня развития на предприятии системы по охране жизни и здоровья работающих говорит о культуре безопасности труда. 

Актуальность вопроса о культуре безопасности труда

Статистические данные ежегодно констатируют огромные показатели смертей на рабочих местах. Еще большая цифра говорит о получении травм и профессиональных заболеваний на работе. Вопрос охраны труда был всегда актуальным, таким он и остается на сегодняшний день.

Отвечая современным требованиям, каждое предприятие обязано ввести у себя в организации систему менеджмента по безопасности труда и поддерживать его работу.

Культура безопасного труда — залог эффективной деятельности

Если всю работу по охране труда свести к делению условий труда на давно привычные всем категории – опасные и неопасные, достичь высокого уровня профилактики травматизма не получиться. 

Давно доказанная истина – для достижения максимального эффекта важно применение системного подхода. На предприятии необходимо создать такую динамическую систему, включающую в себя оборудование, окружающую среду, сотрудников, которой можно управлять в соответствии с поставленными целями. Это и есть залог эффективной системы безопасности.

Обеспечение культуры безопасного труда на предприятии неразрывно связано с современной системой управления охраной труда (СУОТ). Эти два понятия тесно связаны друг с другом. 

Культура безопасности труда и СУОТ

Понятие культуры безопасности труда непосредственным образом влияет на то, как именно себя будут вести сотрудники в процессе трудовой деятельности. И, соответственно, будет являться прямым показателем эффективности СУОТ.

Культура должна отражаться не только бумажными распоряжениями и инструкциями, но и непосредственными действиями и решениями руководства на всех уровнях: начальники бригад, руководители структурных подразделений, замдиректора, сам руководитель. Понятие о культуре безопасного труда рабочих и служащих – их понимание о том, что каждый трудовой процесс должен быть выполнен с применением безопасных методов и приемов.

Отсюда вытекает необходимость информирования сотрудников всех уровней не только о возможных опасностях, но и способах их устранить. Для этого можно использовать инструктажи, агитацию, наглядные средства, знаки в зонах проведения работ. Забота руководства – обеспечение сотрудников всеми необходимыми проверенными средствами для коллективной и индивидуальной защиты. Руководители обязаны вести контроль за процессами, премировать и поощрять иными методами тех сотрудников, которые соблюдают требования охраны труда и наказывать тех из них, кто допускает грубейшие нарушения.