Основные дорожно-строительные материалы

Материалы, из которых строятся дороги, бывают разные по составу и происхождению, по прочности и по цене. В идеале, они должны быть устойчивы к нагрузкам и перепадам температур, быть носибельными и прочными, как можно более долговечными. Все материалы для дорог делятся на две большие категории:

  • Традиционные. В эту категорию включают щебень, гравий, битумные пропитки, асфальтобетон.
  • Инновационные. К ним относят геотекстиль, геомат, георешётку, геокомпозитные материалы.

Дорожные грунты являются самыми распространёнными и дешёвыми. Кроме того, широко используют дорожные грунты, различные булыжники, стабилизаторы.

Читайте также: Вредные производственные факторы на строительных площадках

Подробнее о строительных материалах для дорог

На самом деле, существует огромное количество вариаций дорожно-строительных материалов:

  • Грунты. Они представляют собой совокупность минеральных частичек из нескольких материалов: песчаных, пылеватых и глинистых. Есть и понятие оптимального грунта, когда в его составе присутствует около 70% песчаных частиц, в промежутках находятся пылевые частицы, а между пылевыми частицами распространяются глинистые в самом наименьшем из трёх количеств. Среди всех видов глинистых грунтов особо выделяют глины, суглинки и супеси. Из песчаных грунтов широко известны гравелистые, крупные, средне крупные и мелкие. А крупнообмолочные грунты делятся на дресвяные и щебенистые.
  • Гравийные материалы. Это естественные горные породы или же искусственный материал на основе обломков горных пород, которые могут быть представлены в разнокалиберном размере. Видов гравия достаточно много: смесь, дроблёный гравий и карьерный. По размеру он бывает мелкий, средний, сильно мелкий и крупный. Самый прочный материал получится в том случае, если крупные частицы будут заполнены в пространстве между друг другом более мелким гравием.
  • Щебень. Это продукт дробления скалы. В момент сортировки ему присваивают категорию рядового или сортового. По размеру щебень бывает крупным, средним, мелким, очень мелким. Самые мельчайшие частицы делят на каменную мелочь и высевки.
  • Булыжник и шашка. Булыжник – это камень размером до 25 сантиметров, который попал на сушу благодаря силе воды или ледника. Все материалы из камня принято подразделять на классы, в зависимости от их прочности. Проверяется этот параметр легко: небольшой фрагмент испытуемого камня кладут под пресс и воздействуют на него определённым давлением до полного разрушения объекта. Ещё выделяют такие способности каменных материалов, как водопоглощение и морозостойкость.
  • Минеральные вяжущие материалы. Среди их многообразия чаще всего пользуются цементом и известью при строительстве дорог. Для увеличения прочности их смешивают с так называемой улучшаемой средой. 
  • Органические вяжущие материалы. Самые часто используемые материалы этого вида – битум и дёготь. При смешивании каменных материалов или грунта с этими вяжущими материалами усиливается их прочность, сцепление частиц возрастает, улучшается устойчивость к воде.
  • Местные материалы. Их невысокая стоимость является большим плюсом. Используются для производства дорожной одежды. К ним относят болотную руду, металлургические шлаки, горелые породы и ракушки.

Читайте также: Складирование строительных материалов на стройплощадке

Строительство автомобильных дорог – дело довольно непростое. От качества материалов зависит как срок эксплуатации дорог, так и безопасность водителей. Потому при проекте взвешиваются все плюсы и минусы выбранного материала, его прочность и стоимость, и только тогда начинается подготовка. Потому это ответственное дело по плечу лишь специалистам своего дела.

Статьи по теме