Должностная инструкция — это документ, определяющий функции, обязанности и права сотрудника на должности, а также правила и инструкции, по которым необходимо выполнять работу.
Данный документ содержит указание обязанностей сотрудника, занимающего определённую должность. Здесь отражены его права, требования в отношении квалификации. Тут же можно найти и сведения о возможных наказаниях и поощрениях работающего.
Должностная инструкция относится к разряду локальных документов. Она разрабатывается в соответствии с целями и задачами конкретной компании, должности или конкретного работника. Иногда предприятия идет по пути наиболее простому и берут в работу уже готовые, типовые варианты инструкции.
Для чего нужна должностная инструкция?
Должностная инструкция — это документ, определяющий полномочия, обязанности, ответственность и процедуры, которые должны соблюдаться для определенной должности. Должностная инструкция помогает структурировать и поддерживать процессы в организации, а также предоставляет понятное описание обязанностей сотрудников.
Должностная инструкция – несмотря на то, что является локальным документом, играет довольно важную роль в работе предприятия. Вот лишь некоторые из задач, которые она помогает реализовать:
- является базовым документом, опираясь на который становиться возможным оценка результатов труда сотрудника;
- на её основании проводится отбор сотрудников на свободную вакансию, делается вывод, подходит ли кандидат;
- работающий может оценить, какие из категорий в его работе являются важными для оценки его трудовой деятельности;
- отражает эффективные методы, используемые для обеспечения работы отдела.
Грамотно составленные инструкции для должностей – это инструмент для эффективного управления персоналом и разрешения возможных трудовых конфликтов.
Кто занимается разработкой должностных инструкций?
Данный документ устанавливает круг обязанностей сотрудника предприятия на занимаемой должности. Конкретно: его полномочия, сферу ответственности, права, требования к его квалификации и возможные формы поощрения. Важно учесть, что инструкция создаётся не для конкретного работающего, а именно на существующую должность.
Среди лиц, которые могут быть причастны к разработке данного локального документа, можно выделить сотрудников кадровой службы, юристов, руководителей отделов, их заместителей. Курировать вопросы разработки должностных инструкций для всех имеющихся на предприятии должностей, обязан начальник отдела кадров.
Кроме того, что инструкцию необходимо разработать, она нуждается ещё и в согласовании и утверждении. Составить документ нужно в трёх экземплярах, один из которых должен быть передан сотруднику, а два других храниться в кадровом отделе и у начальника подразделения.
В своей совокупности все разработанные должностные инструкции должны закрывать все функции отдела, быть равномерно распределены между работающими, учитывая их квалификацию.