Что должен знать кадровик?

Если явных результатов работы не видно, это не значит, что она не делается. Есть профессии, где этот критерий является преимуществом. Чем незаметнее ведётся работа, тем она идеальнее осуществляется, ведь обозначает одно: всё – под полным контролем, происходит без нарушений и разного рода эксцессов. Это правило касается профессии кадровика.

Кто такой кадровик

Все трудовые отношения между нанимателем и работником осуществляются через связующее звено — сотрудника отдела кадров, ведь именно он принимает нового специалиста на работу и сопровождает его выход на пенсию или (в зависимости от обстоятельств) оформляет увольнение. 

В зоне ответственности кадровика не просто оформление и прекращение трудовых отношений, но и внесение разного рода изменений в них, организация командировок, оформление отпусков и поощрений… 

По сути, при устройстве на работу именно кадровик станет первым человеком (после руководителя), с которым произойдёт знакомство в компании. Именно он примет от вас соответствующее заявление и чуть позже подготовит приказ, ознакомит с основными нормативными актами и возьмёт на хранение трудовую книжку, будет заниматься её ведением, как и оформлением личного дела. 

Именно кадровик будет нести ответственность за все кадровые документы и регулировать работу, связанную с кадровым составом. Иными словами – заниматься кадровым делопроизводством. А это, как мы уже обозначили — широчайший спектр обязанностей: разработка нормативных актов для компании, ведение документов по учёту и движению кадров, установлению рабочего времени и своевременному расчету с персоналом….

Почему кадровик должен быть вдумчивым и ответственным человеком

Оформление документов требует определённых ресурсов – умственных и временных. А чтобы грамотно делать своё дело, важно хорошо ориентироваться во многих направлениях деятельности компании. Работать на должности кадровика «на авось», лишь бы отсидеть график с 8 до 5 не получится. Важно постоянно думать и вникать, держать на контроле многие вопросы компании и прежде чем сделать какой-то шаг – семь раз его обдумать и при необходимости – проконсультироваться с другими специалистами, ведь любая оплошность может вылиться в крупный штраф для компании. Руководству это понравится вряд ли, а потому чрезвычайно важно безукоризненно знать закон.

Какие правовые акты должны быть изучены прежде всего

Законов, регламентирующих кадровое делопроизводство – огромное множество, но основными считаются следующие. Во-первых, это «Инструкция по делопроизводству в госорганах и других организациях». Она подробно объясняет, как правильно необходимо оформлять документы по хозяйственным операциям и кадрам в компании независимо от их формы собственности. Во-вторых, это – «Инструкция о порядке оформления и хранения личных дел сотрудников» (определяет порядок формирования, ведения и хранения личных дел) и «Инструкция, регламентирующая ведение трудовых книжек сотрудников» (описывает, как необходимо вести трудовые книжки – заполнять их, выдавать, вести учёт и хранение).

К обязательным документам относят также «ГосСтандарт СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации РБ. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и «Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД) №25».

Крайне важно регулярно отслеживать изменения, вносимые в данные документы (и прочие законы и постановления, регламентирующие деятельность кадровика), ведь какое-то упущение может быть чревато для компании тем или иным нарушением, а значит – взысканием или штрафом. Также рекомендуется помнить про номенклатуру дел – дел со сроком хранения.  

Для чего необходимо вести кадровые документы и почему это важно делать по правилам

Прежде всего, это позволяет отчитаться перед компетентными органами «по форме», осуществлять должным образом кадровый учёт и сформулировать чёткий круг обязанностей работников. Особенно это придётся кстати в случае судебных споров.

Кадровое дело обязывают вести безукоризненно многочисленные законы, а также понимание того, что за выполнением описанных требований тщательно следит Министерство юстиции. А это значит одно – ошибок в работе кадровика быть не может и не должно!

Статьи по теме