Заблуждением является мысль о том, что бизнес-процесс — это понятие, которое касается только крупных предприятий. Под бизнес-процессами правильнее будет понимать любой алгоритм, повторяющийся раз за разом в организации, компании, на производстве и т.д.
Как бизнес-процесс стоит рассматривать еженедельные поставки товаров в пункт их реализации, поступление заявки от клиента в мессенджер или на электронную почту и ее обработка менеджером, согласование текста договора с юристом компании каждый раз перед отправкой клиенту и многие другие действия.
Бизнес-процессы — это совершенно любые операции внутри организации, целью которых является решение поставленных задач на пути к получению прибыли.
Категории бизнес-процессов
Если разбирать глубоко, то бизнес-процессы можно разделить на значительно большее количество категорий. Но основными являются четыре из них:
- Основные — те, которые являются основой бизнеса, приносят доход. Именно ради них была создана организация, предприятие, компания (выпуск продукции, оказание услуг, создание продукта, продажа и др.).
- Вспомогательные – такие процессы, которые сами по себе прибыли не приносят, однако без них невозможно поддерживать основные (обслуживание оборудования, работа бухгалтера и юриста и др.);
- Процессы развития — позволяют совершенствовать труд и готовый продукт, оптимизировать основные процессы (закупка устройств и инструментов, разработки рецептур, автоматизация производства и др.);
- Управленческие — позволяют организовать трудовые процессы таким образом, чтобы достичь наивысших результатов (планирование, подготовка отчётов, обсуждение и принятие решений и др.).
С чего начинать работу по налаживанию бизнес-процессов
Работу по налаживанию бизнес-процессов стоит начать с первого пункта – основных процессов. Ведь именно они являются ключевыми, приносят доход.
Другие категории, безусловно, также важны, однако если они смогут какое-то время работать без отладки, то с основными так не получится.
При нечеткой, не отлаженной работе основных процессов тяжело добиться должного качества выпускаемой продукции, высоких показателей по продажам, спроса клиентов и др.
Сложность в отлаживании бизнес-процессов в том, что нет единой схемы, единого алгоритма, который был бы применим ко всем предприятиям и организациям. Создать такой типовой шаблон невозможно, потому что у всех компаний свои бизнес-процессы.
Для чего необходимо управление бизнес-процессами
Если смотреть глубоко в суть бизнес-процесса, то это отлаженная модель, инструкция, позволяющая понять, как нужно делать, когда, где и какие методы при этом использовать.
Управление позволить достичь таких целей, как:
- Систематизация и отладка трудовых процессов – благодаря наличию четкого плана можно систематизировать трудовые процессы, включить их в единый слаженный механизм. Каждый процесс должен быть настроен таким образом, чтобы давал максимальный результат в частности и повышал эффективность работы всей компании в целом.
- Визуализация – четкое понимание поставленных целей и задач, выбор конкретных средств и инструментов, с помощью которых они станут достижимыми. Благодаря визуализации руководство четко поймет, какие операции являются лишними, сможет оптимизировать процессы, избавиться от лишних, неэффективных элементов и операций.
- Стандартизация – наличие четкого плана действий, стандарта для каждой операции, каждого сотрудника, это поможет ускорить работу, сделать ее качественнее.
Начните управление бизнес-процессами с автоматизации документооборота, бухгалтерского учета. Далее стоит подключить более сложные механизмы – управление производством, качеством продукции и персоналом.